24 апреля 2013 года
Всего акций 75 296
Продано 75 296
Изменение + 2 529
Курсы валют НБ РБ на
Евро
Доллар США
Рос. рубль

E-mail подписка

Подписаться
Публикации

Народному IPO дан старт

Народному IPO дан старт

«Белорусы и рынок» № 13 (997) 2-8 апреля 2012 г.
ВЛАДИМИР ТАРАСОВ
ШАМПАНСКОЕ «РАЗОЛЬЮТ» НАРОДУ. ФОТО БЕЛТА


На первое народное публичное размещение акций (IPО) в Беларуси выставляется 25-процентный пакет акций ОАО «Минский завод игристых вин» .

Это уже вторая попытка проведения IPO в Беларуси. В июне — июле 2011 года в порядке эксперимента было проведено первое публичное размещение акций. В качестве подопытного объекта выступил Борисовский завод медицинских препаратов. На продажу был выставлен 16,5-процентный пакет его акций на 59,7 млрд. BYR. Предполагалось привлечь широкий круг инвесторов — как резидентов, так и нерезидентов, и ОАО вело переговоры с рядом зарубежных стратегических инвесторов.

Эксперимент, как и положено первому блину, вышел комом: было продано всего 223 акции на 105 млн. BYR.

Теперь решено провести другой эксперимент — IPO Минского завода игристых вин, рассчитанное на широкие массы населения и предприятия Беларуси. IPO проводится по поручению правительства и президента РБ, и если оно окажется удачным, то полученный опыт может быть распространен на другие белорусские предприятия.

Не более 999.

Первое представление проекта состоялось 23 марта на самом предприятии. Как сообщила начальник управления концерна «Белгоспищепром» Алла Соколовская, к продаже акций планируется приступить 3 мая, а завершить ее — 15 июня. Акции будут продаваться резидентам РБ — юридическим и физическим лицам — в количестве не более 999 штук в одни руки. Такие условия установлены правительством.

Номинальная стоимость акции определена на 1 января 2012 года — 171,45 тыс. BYR. По этой цене акции и будут продаваться. Это стоимость чистых активов ОАО, приходящаяся на 1 акцию. Продаваться будут акции дополнительной эмиссии в количестве 240 тыс. штук, что составляет 25% от уставного фонда ОАО (вместе с 720.410 акциями, выпущенными в 2004 году). В результате уставный фонд ОАО вырастет на 41,2 млрд. BYR. На 1 января 2011 года он составлял123,5 млрд. BYR. Государственный пакет акций находится в управлении концерна «Госпищепром» .

2012-03-2

Инвестиционным консультантом IPO выбрано ЗАО «Бросток» , которое было консультантом и IPO Борисовского завода медицинских препаратов. Пиар-консультантом стало ООО «Агентство деловых связей» . В качестве брокера со стороны ОАО выступает частное унитарное предприятие по ценным бумагам «Эспас» . Оно является депозитарием, в котором размещены акции ОАО.

Брокерами со стороны потенциальных инвесторов будут выступать Беларусбанк и Белагропромбанк, но, в принципе, покупку акций можно совершить с помощью любого профессионального участника рынка ценных бумаг Беларуси, которые по поручению покупателей приобретут акции через биржу.

Как объяснили на предприятии, они учли негативный опыт размещения акций Борисовского завода медицинских препаратов и постараются избежать допущенных ошибок. В частности, тогда очень плохо была поставлена пиар-компания, в ходе IPO пытались привлечь иностранных инвесторов, у которых высокие требования к отчетности, да и срок продажи акций был всего 10 дней.

ОАО провело реконструкцию.

ОАО «Минский завод игристых вин» было создано в 2004 году на базе одноименного завода, построенного в 1978 году. Тогда номинальная стоимость акций составляла 42 тыс. BYR.

С 2007 по 2010 год на заводе провели реконструкцию, затратив на нее 36,7 млрд. BYR. Был построен новый корпус биохимического отделения и приобретено новое оборудование. Для финансирования проекта использовалось 20% собственных средств, а на оставшиеся 80% были взяты рублевые и валютные кредиты.

Реконструкция дала результат. Как сообщил генеральный директор ОАО Леонид Кравчук, после увеличения производственных мощностей предприятие может обеспечить весь заказ на шампанское на внутреннем рынке. С 2004 года ОАО увеличило выпуск шампанского и игристых вин в 1,4 раза — до 17 млн. 772 тыс. бутылок в год.

Завод выпускает игристые и обычные вина (шампанское — это вид игристого вина). Производство «Советского шампанского» занимает около 93% от всего объема продукции ОАО. После распада СССР Минский завод игристых вин был монополистом на рынке Беларуси, но сейчас производством шампанского в РБ занимается также предприятие «Амбассадор» .

На сегодняшний день, как сообщил Л. Кравчук, у ОАО — около 94% рынка отечественного шампанского, 6% — у «Амбассадора» .

Объем производства продукции ОАО в 2011 году составил 173,8 млрд. BYR, увеличившись по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза. В натуральном выражении производство увеличилось на 5,6%. Рентабельность продаж оказалась равной 14,8% против 7,3% в 2010 году, а прибыль от реализации продукции выросла по сравнению с 2010 годом в 3,4 раза и достигла 39,8 млрд. BYR. После уплаты налогов прибыль в расчете на 1 акцию составила 16,2 тыс. BYR.

За январь — февраль завод выпустил игристых вин на 43,6 млрд. BYR, что на 15,2% больше объема выпуска за аналогичный период 2011 года (в сопоставимых ценах).

При этом предприятие обеспечивает своим работникам довольно высокий уровень доходов: среднемесячная зарплата за 2011 год равнялась 2,537 млн. BYR, а за 2 месяца 2012 года составила 3,878 млн. BYR.

В планах рост экспорта.

В случае успешного размещения акций нового выпуска ОАО привлечет 41,2 млрд. BYR. Часть из этих средств, как сообщил Л. Кравчук 23 марта, предполагается направить на досрочное погашение части кредитов, по которым ОАО выплачивает высокие проценты.

Кредиторская задолженность предприятия в настоящее время составляет около 30 млрд. BYR. Она обходится ОАО довольно дорого: ставки по рублевым кредитам находятся на уровне 48%, а по валютным — 12%.

Кроме возврата кредитов, подчеркнул Л. Кравчук, на предприятии есть много направлений, куда можно вложить деньги. В частности, есть проект проведения второго этапа реконструкции.

Теперь перед ОАО, насытившим внутренний рынок, стоит задача выхода на внешний. Л. Кравчук отметил, что, когда строился завод, ставилась задача обеспечить население региона импортозамещающей продукцией — шампанскими винами. Эта задача существовала и в независимой Беларуси. «Были случаи, когда, имея на руках хорошие экспортные контракты, мне приходилось ставить крест на них только из-за того, что требовалось обеспечить внутренний рынок. Теперь мы можем экспортировать» , — рассказал генеральный директор ОАО.

В настоящее время экспорт предприятия составляет 1,7-1,8% от объема производства. Выручка от экспорта в 2011 году составляла 486 тыс. USD, расходы на импорт были на уровне около 15 млн. USD.

Экспорт, по словам Л. Кравчука, в настоящее время осуществляется в США, Израиль, Вьетнам, Польшу, имеют место разовые поставки в Россию, имиджевые поставки в Англию, Германию, Италию. За рубежом покупают «Советское шампанское» в расчете в первую очередь на спрос со стороны русскоговорящих эмигрантов.

В течение ближайших нескольких лет ОАО собирается увеличить экспорт примерно в 5 раз — до 10% от объема производства. Как подчеркнул Л. Кравчук, предприятие работает над сменой ассортимента, чтобы заменить «Советское шампанское» новым брендом. ОАО активно сотрудничает с производителями Италии, Франции, начало выпускать лицензионную продукцию.

При этом большую часть (около 80%) виноматериалов, необходимых для производства шампанского, предприятие получает из Молдовы. «Это сложилось исторически, — отметил Л. Кравчук. — Но в последние годы мы диверсифицируем рынок и покупаем виноматериалы из Италии, Испании, Франции» .

Международные контакты ОАО не исчерпываются торговлей. Как сообщил Л. Кравчук, предприятие собирается вступить в Ассоциацию производителей игристых вин России, где насчитывается около 40 предприятий такого профиля.

Цена вырастет в разы.

Руководство ОАО рассчитывает на успешное проведение IPO. Покупать акции собирается и его генеральный директор. «Я верю в это предприятие. Оно вечно. Как и вино и любовь» , — несколько романтично описал Л. Кравчук свое отношение к ОАО.

Генеральный директор отметил, что в 2004 году, когда было принято решение акционировать предприятие, коллектив ОАО просил продать какой-то процент акций работникам предприятий, но тогда это сделать не разрешили. Сейчас уже в течение года предприятие проводит разъяснительную работу среди сотрудников в отношении акций и коллектив достаточно подготовлен.

Л. Кравчук привел и более практичные аргументы в пользу своего предприятия. По его словам, завод сейчас практически новый, так как за последние 5 лет на нем проведена реконструкция.

Кроме того, Л. Кравчук отметил, что доля конкурирующего с продукцией завода импортного шампанского и игристых вин в Беларуси уменьшается на протяжении последних 10 лет. Когда-то импорт достигал 150 тыс. дал в год, а в прошлом году было завезено около 10 тыс. дал. В 2012 году распределены квоты по импорту бутилированных шампанских и игристых вин на 2 тыс. дал, из которых 1 тыс. приходится на Минский завод игристых вин.

Отметил Л. Кравчук и благоприятную для предприятия тенденцию изменения предпочтений белорусских потребителей. Если раньше в структуре потребления алкоголя в Беларуси шампанское занимало 0,8%, то за последние годы его доля выросла до 1,8%.

Кроме того, Л. Кравчук сообщил о существовании значительного интереса к предприятию со стороны зарубежных инвесторов из России, Молдовы, Словакии, Италии, Германии.

"Это позволяет мне не просто лозунги кидать, а говорить, что вино будет востребовано, производство и прибыль будут увеличиваться. Хотя, безусловно, все зависит от экономической среды, от того, кто здесь будет работать. В прошлом году мы потеряли из-за девальвации порядка 60 млрд. BYR» , — сообщил Л. Кравчук.

"Я уверен, что стоимость акций вырастет в разы. Это мой прогноз» , — подвел итог рассуждениям о перспективах завода и IPO генеральный директор завода.

В то же время Л. Кравчук отметил, что предприятие не старается понравиться всем. Купят акции, считает Л. Кравчук, те люди, которые понимают, что ценные бумаги — это не банковский депозит, по которому можно получить проценты, а что-то типа вложения в недвижимость.

Только скупка.

Действительно, судя по имеющейся информации, ОАО «Минский завод игристых вин» выглядит довольно привлекательно.

Рентабельность капитала, судя по величине чистой прибыли в расчете на акцию за 2011 год, оказалась равной 9,5%. Это не так много, но прошлый год трудно считать эталонным, так как на него пришелся валютный кризис. В силу того, что завод является почти чистым импортером, прошлогодний кризис должен был сказаться на нем негативно (отметим, что Л. Кравчук говорил о потере 60 млрд. BYR), то есть его финансовые показатели в будущем могут улучшиться.

В пользу ОАО говорят и его монопольное положение на внутреннем рынке Беларуси и проведенная модернизация, позволившая расширить его экспортные возможности.

Однако есть и минусы. Главный, возможно, — это неопределенность отношения к предприятию со стороны государства. Прибыль ОАО зависит от государства, которое устанавливает акцизы на алкогольную продукцию. То есть «излишек» прибыли всегда может быть изъят правительством в бюджет.

К тому же контрольный пакет акций остается у государства, поэтому вопрос о выплате дивидендов будет решать государство, а не акционеры. То есть у мелких акционеров могут возникнуть проблемы с получением доходов.

Но в любом случае балансовая стоимость ОАО будет расти вследствие переоценки стоимости имущества ОАО в соответствии с инфляцией и капитализацией прибыли. Если рентабельность капитала сохранится на уровне 2011 года, это обеспечит увеличение балансовой цены акций примерно на 10% выше инфляции ежегодно. С учетом планов увеличения экспорта, которые кажутся вполне реальными, прибыль может оказаться выше, и за несколько лет даже балансовая цена акций может вырасти в несколько раз.

Но проблема в том, как акционерам получить этот доход. Надо иметь в виду, что реальных котировок акций ОАО на Белорусской валютно-фондовой бирже не возникнет, так как предприятие для этого слишком маленькое. Не говоря уже о том, что и внутренних портфельных инвесторов в Беларуси нет. Поэтому на вторичном рынке может идти только один процесс — скупка акций Минского завода игристых вин каким-либо стратегическим инвестором, который не имел возможности ранее получить долю в ОАО.

Если же инвестор не появится, то цена акций после размещения может даже упасть. Когда же начнется скупка, цена акций, как показывает опыт приватизации в Беларуси, может подняться до балансовой. Ну а если инвесторов окажется несколько, то цена может вырасти и в большей степени. Вот тогда-то акционеры и смогут получить свой доход от вложений в акции.

Таким образом, предприятие выглядит довольно привлекательным. Средства, которые ему требуются на IPO, по масштабам Беларуси невелики — около 5 млн. USD. Это буквально пару процентов от суммы, которую население ежемесячно направляет на банковские депозиты. Можно вспомнить и о тысячах людей, которые вкладывали средства в МММ...

Так что деньги и люди для успешного IPO в Беларуси есть. И успех размещения будет определяться, по-видимому, масштабами пиар-компании. А будущий доход акционеров будет зависеть от появления стратегических инвесторов.

Источник

02 апреля 2012

г. Минск, ул. Радиальная 50

Посмотреть на карте
Разработка сайта